Сегодня
26 сентября 2017 года
До Нового Года осталось

Великие Кирилл и Мефодий

Недавно мы говорили о таком празднике, как Собор Болгарских Просветителей. Предысторией ему была упомянутая в прошлой статье моравская миссия великих Кирилла и Мефодия, а затем их учеников – святых равноапостольных Климента, Наума, Саввы и Ангеляра. Эти люди играли ключевую роль в становлении и укреплении христианской веры в Моравии и, впоследствии, Болгарии. А посему справедливо было бы подробнее изучить жизнеописания этих весьма незаурядных личностей.

Для начала необходимо немного пояснить значение слова «равноапостольный». Смысл термина явно следует из названия – сим титулом награждаются святые, чьи деяния по значимости могут быть сравнимы с вкладом апостолов. Этот эпитет обычно применяется к святым, посвятившим себя распространению православия. Достижения Кирилла, Мефодия и их последователей на этом нелёгком поприще трудно переоценить. Ведь именно благодаря их стараниям священное писание и православный календарь стали доступны широким массам славянских народов.

Поэтому и начнём с этих ярчайших персон из нашего списка. И так, будущие просветители Кирилл и Мефодий в миру были известны как Константин и Михаил. Родители их были богатыми и благочестивыми людьми. Отец занимал высокое место при военачальнике родного города – Солуни. Немаловажен тот факт, что град сей был двуязычен, и помимо греческого языка на его улицах нередко можно было услышать славянский говор.

Мефодий пошёл по стопам своего родителя и сделал неплохую карьеру в военном деле, заняв в конечном итоге должность стратига, то есть наместника в Славинии - славяноязычной македонской провинции. Благодаря этому посту он смог ближе познакомится со славянскими наречиями. Мефодия не заботили богатство и власть, которые сулило его положение. Наш настольный календарь домик не успел отмерить дести лет с начала службы, когда Мефодий решил отречься от мирской суеты и ушёл в монахи.

Кирилл же с самого детства стремился к знаниям. Он изучал многие науки, от математики и астрономии до философии и риторики, но наибольшую важность в его дальнейшей деятельности имело увлечение языками. По окончании обучения он выбрал работу хартофилакса. Если переводить эту словоформу дословно, то получится что-то вроде «хранителя библиотеки», однако по тем временам эта профессия была очень престижной. Её удостаивались только самые умные и образованные люди. Однако выгодная должность не прельщала его, он мечтал отдать свою жизнь служению Господу и в скором времени ушёл в монастырь. Прожив некоторое время в уединении он был чуть ли не силой возвращён в Константинополь – столь ценными кадрами не разбрасывались. Последовало назначение преподавателем философии в Магнаврском университете, где он сам не так давно получал образование. Именно там он приобрёл всеобщую известность в столице как мудрый философ и богослов. А прославился Кирилл своей блистательной победой в диспуте с многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием. Надо сказать, что тематика спора весьма интересна и противоречива.

Идеи иконоборчества возникли ещё в восьмом веке и состояли в приравнивании икон к идолам, а идолопоклонничество, как известно, запрещалось ещё ветхозаветными заповедями. Эта идеология зародилась когда квартальные календари отсчитывали 730 г. Она очень прочно прижилось в Византии и господствовала целое столетие. Однако на момент описываемых событий была почти полностью искоренена, а Анний являлся последним её ревнителем. На самом деле это явление стало очень важным и даже необходимым в развитии христианства. Ибо зачастую сама суть иконы воспринималась в корне не верно. Прообраз ставился выше самого образа. Отголоски языческого прошлого с его фетишизмом были ещё живы в умах многих, и постепенно молитва превращалось в поклонение самой иконе, а не Богу. С другой стороны, методы «наставления на путь истинный» оставляли желать лучшего. Иконы, мозаики, фрески безжалостно уничтожались, иконописцы подвергались репрессиям. Продолжение такой политики грозило уничтожить все бесценные святыни.

Но вернёмся к Кириллу. Спустя несколько лет страшное происшествие прервало его деятельность – из-за дворцовых интриг был убит близкий друг и могущественный покровитель семьи - логофет Феоктист, а все его приверженцы подверглись гонениям. Кирилл бежал в святую обитель к старшему брату и несколько лет провёл с ним. Именно в это время он серьёзно занялся изучением славянского языка и загорелся мыслью о создании азбуки. Но об этом речь пойдёт в следующий раз.