Сегодня
26 сентября 2017 года
До Нового Года осталось

Собор болгарских просветителей

Продолжая серию статей о православных календарях, обратимся к тому, что они отмечают именно сегодня – девятого августа. Среди обычных для каждого дня поминаний святых людей, мучеников, пророков и праведников мы увидим интересную запись – Собор болгарских равноапостольных просветителей. Ведающие о чем пойдет речь люди могут не читать. А мы давайте разберемся – что за история легла в основу этого праздника.

Для этого перенесемся в древнюю Моравию. Первые упоминания об этой области на территории современной Чешской республики относятся к концу четвертого столетия до нашей эры. Тогда её населяли кельты. Позже их вытеснили германские племена квадов и маркоманов. Они прожили здесь порядка шести веков и вели ожесточенную войну с Римской империей.

Славянский народ моравы, давший наименование этим землям, пришел сюда в процессе великого переселения, когда календарь настенный начал отсчет IV-го века. В начале VII в. Моравия вошла в состав довольно крупного государственного образования – Само. О точных размерах его границ неизвестно. Предположительно оно распространялось на всю Чехию, большую часть Австрии, половину Словакии и Словении и северо-западную оконечность Румынии.

И хотя вначале этому объединению славян удавалось успешно противостоять монголоязычному этносу Аварского каганата, их союз уже через 35 лет быстро распался после кончины вождя-объединителя. В результате этого впоследствии и возникла Великая Моравия. Если заказать календарь IX-го века, он откроет нам цепочку событий, раскрывающую смысл описываемого здесь церковного собора болгарских просветителей. Мы увидим, как смешались геополитические баталии с соперничеством за влияние различных религиозных направлений.

Франкский император считал тогдашнего князя Моравии Ростислава своим вассалом. В частности, навязывалось и богослужение в традициях и на языке франков. Чтобы ослабить такое давление, баварские священники буквально изгоняются из страны, а в Рим направляется специальное посольство с просьбой прислать учителей для обучения собственных священнослужителей. Но папа проигнорировал прошение и не принял послов. Тогда они отправились в Византию. Василевс Михаил Третий напротив, с большим сочувствием и пониманием отнесся к этой ситуации, и в Моравию отправились очень известные нам сегодня просветители Кирилл и Мефодий.

Несмотря на сложности и постоянное противоборство, им удалось за четыре года организовать в Моравии первую славянскую церковь, независимую от немецкого епископства. Совершенно революционным по тем временам было проведение служб господу на родном диалекте моравов. Дело в том, что славянские наречия относились к варварским и служение на них буквально расценивалось, как святотатство.

Просветители были вызваны «на ковер» в Ватикан. Однако, как это не странно, но папа поддержал такое начинание и византийская миссия в Моравии продолжилась. Тем не менее, утверждение Православия проходило в непримиримой борьбе с латинскими проповедниками. Далее эстафету приняли ученики великих просветителей. И первым из них стал святитель Горазд, отлично знавший латинский и греческий.
К нему присоединились равноапостольные Климент, Наум, Савва и Ангеляр.

Всё произошедшее далее в итоге привело к созданию славянской, а впоследствии и русской словесности и письменности. Поэтому то, что случилось в дальнейшем с византийскими и болгарскими просветителями заслуживает особого внимания и отдельного повествования.