Сегодня
19 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

Рождение славянской азбуки

Ранее, изучая предысторию праздника Собора Болгарских Просветителей, мы затронули тему жизнеописания таких знаковых фигур, как святые Кирилл и Мефодий. В продолжении темы нельзя не сказать о той великой миссии, которую они выполнили для всех славянских народов. И одним из итогов которой явилось создание славянской азбуки.

Их активная деятельность в области миссионерства началась в 860-м году, благодаря препровождению к хазарскому кагану по его же просьбе. Он заявил, что примет православную веру, если его, конечно, убедят. Согласно житию Кирилла прения завершились в его пользу, но правитель веру менять отказался. Почему? Некоторые арабские источники проливают свет на интересные факты. Кроме Кирилла и Мефодия на диспуте присутствовали представители иудаизма и ислама. Иудейский раввин умудрялся хитростью избегать непосредственного вмешательства в спор, одновременно стравливая своих соперников между собой. В результате последние дискредитировали свои религии, хотя в этом «спарринге» верх и одержал Кирилл. А иудаист акцентировал внимание лишь на положительных аспектах своей веры, и таким образом именно он оказался победителем. Хотя основная цель путешествия не была достигнута, нельзя отрицать его значимость. Кроме всего прочего, в городе Корсунии миссионеры обнаружили мощи священномученика Климента.

Сразу вслед за хазарской миссией просветители отправились в Болгарию. В Константинополе в качестве заложницы жила сестра болгарского хана. Там она приняла крещение и, вернувшись на родину, склонила к тому же брата. После чего христианство постепенно распространилось повсеместно. Впрочем, учёные и по сей день не пришли к единому мнению относительно роли Кирилла и Мефодия в этом процессе ввиду невозможности точно соотнести его хронологические рамки и время пребывания просветителей у хазар. Но никто не сомневается в том, что именно они и их ученики в 863 г. перевели на болгарский основные богослужебные книги. Этот год настенные календари отмечают как дату рождения славянской азбуки.

Следующей целью была Моравия. Моравского князя крайне заботило то, что его народ не может изучить свою веру на родном языке. Пробыв в Моравии больше трёх лет Кирилл и Мефодий продолжали переводить церковные тексты с канонических греческого, еврейского и латинского языков на славянский, обучали местных грамоте и новой азбуке. Может показаться странным, но сие на первый взгляд благое дело спровоцировало отрицательную реакцию западной церкви. Многие богословы считали проповеди на варварских славянских наречиях не много ни мало, ересью. Немало ревнителей этого мнения нашлось и в самой Моравии, которые пытались противоборствовать начинаниям Кирилла и Мефодия. Не особо преуспев в своих кознях, они направили жалобу Папе Римскому. Просветители были вызваны в Рим для дальнейших разбирательств и в конечном итоге их право продолжать служение на славянском было подтверждено Папой.

В столице Кирилл занемог и через несколько лет скончался. Между тем в Моравии сменилась власть, и латинское духовенство вновь начало создавать препятствия продолжавшим дело Кирилла Мефодию и его последователям. Если заказать календари тех событий, нам откроется история длительной и ожесточённой борьбы латинян и просветителей за использование новой азбуки. Им даже удалось заточить Мефодия в монастырь. Когда об этом узнал Папа, он запретил латинянам проводить литургию до тех пор, пока Мефодий не будет освобождён, но богослужения на славянском оставались под запретом. Впрочем, просветителя это не волновало, и он продолжал службу не смотря ни на что. Лишь смерть смогла остановить его, но эстафету перехватили его спутники, речь о которых пойдёт позже.

В заключение необходимо сказать пару слов о значительности просветительской миссии Кирилла и Мефодия. Важность наличия письменности для технического и культурного прогресса любой страны очевидна каждому. Но особый акцент следует сделать на сохранении уникальности славянских наречий и их обособленности от других языковых групп. Ведь недаром просветители встретили столь яростное сопротивление продвижению своей азбуки. Действия запада имели немаловажный геополитический подтекст. Ведь язык – это основа самобытности любой нации, то, что связывает и объединяет её в одно целое, превращает разрозненные племена в сплочённое государство. Если бы алфавит славян был построен по примеру языков Европы, чего последняя и добивалась, славяне попросту растворились бы в европейской культуре, и великая держава Русь могла бы не образоваться.