Сегодня
18 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

Майские обычаи

Середина мая — последние воспоминания о зимних холодах и непогоде смыты потоками солнечного света и тепла, земля утопает в свежей зелени, а воздух напоён благоуханием цветов и пением птиц. Однако наши предки почитали последний весенний месяц одним из самых тяжёлых в году — прошлогодние запасы подходят к концу, а работы в полях и огородах всё больше и больше. Поэтому, если майский календарь купить — увидим, что весёлыми праздниками да гуляньями он не богат. За то почти с каждым днём сплетён какой-нибудь обряд или обычай, связанный с сельскохозяйственной деятельностью.

Например, первый же майский день именовался Кузьма-огородник и считался особо благоприятным для начала всяческих работ в огороде. Урожай, посеянный первого мая, обладал особыми целительными свойствами. А по погоде в начале месяца составляли общий майский прогноз и на его конец: если начинался он с похолоданий, то заканчивался тёплыми днями. Эта примета работала и в обратную сторону — не даром в ходу была поговорка: «На Кузьму в рубашке пахать — в шубе сеять».

А третьего числа, согласно народным поверьям, начинались майские ходы умерших — они получали возможность навестить своих потомков. По этому поводу самые старшие женщины деревни или села шли на кладбище «окликать предков», отчего обычай и получил своё название — День окликания предков. И в народный дизайн календарей вплетались соответствующие дате картинки. По традициям так же полагалось накрывать богатые столы, чтобы предки могли убедится, что их дети живут сыто и счастливо.

Следующий интересный майский обычай обязан своим существованием забавному совпадению. На четвертый майский день поминают священномученика Ианнуария (Януария) и диаконов Созию и Проклу. Однако народный настольный календарь домик именует этот день не иначе, как Проклов, потому как это имя наиболее распространённое. А так же оно созвучно слову «проклинать», отчего и зародился на Руси странный обычай — посылать в этот день проклятья всем нечистым силам. Для этого мероприятия собирались самые старые и уважаемые мужчины и, обратившись на запад (именно эта сторона света олицетворяла тьму), начинали читать соответствующие заговоры.

Пожалуй, самой важной майской датой можно считать шестое число. Во-первых, это одно из наиболее значимых церковных празднеств — день великомученика Георгия Победоносца. О нём мы уже упоминали в одной из предшествующих статей. Сейчас же нас интересует роль этого события в народе. Вообще оно отмечается два раза в году — Егорий Вешний и Егорий Осенний. К этим дням приурочено начало и окончание всевозможных полевых работ. Георгий так же почитается славянскими народами как покровитель скотоводства, а потому на Егория Вешнего по утренней росе первый раз выгоняли скот. Причём роса — обязательное условие! Росе вообще уделялось особое внимание во всех славянских магических обрядах, а в этот день она обретала особую целительную силу.

Кстати говоря, случай, когда одному и тому же святому посвящено несколько праздничных дней, отнюдь не единичен. За примерами далеко ходить не придётся — заключительный майский Никола Вешний, дублируется ещё и зимой — Никола Зимний. Оба посвящены Николаю Чудотворцу, первый отмечается двадцать второго мая, а второй — девятнадцатого декабря. На Николу Вешнего приходится период весеннего расцвета природы, травы пускаются в рост, а для землепашцев наступают счастливые времена — всё что должно было быть посеяно, уже высеяно, а до сбора урожая ещё далеко. Недаром в народе говорят: «До Николы крепись, а с Николы живи — не тужи».