Сегодня
19 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

Три главных Спаса августа

В августе отмечаются сразу три события, посвящённые Спасителю Иисусу Христу и потому называемых «спасами». Но, по сути, их корни восходят к языческим временам славянских народов. И потому в сугубо церковные, казалось бы, празднества вплетаются отголоски обычаев предков-идолопоклонников. 

Итак, 1 августа по старому календарю с часами (14 по новому) считалось последним днём лета, началом дождливого периода. Отсюда и название - Спас на воде, или попросту Мокрый. Для этого дня характерны традиционные крестные ходы к воде и освящение новых колодцев. И обязательно полагалось выкупаться самому и искупать весь домашний скот. Дабы смыть грехи и уберечься от недугов, а потом уже никто не купался. С особенной пышностью событие праздновалось в Москве, где в крестном ходе принимал участие самолично государь. На Москве-реке, возле Симонова монастыря по этому поводу возводился специальный навес над водой на четырёх резных столбах, именуемый «иорданью». На нем покоились два трона: один для царя, второй для патриарха. Сопровождаемый колокольным звоном самодержец восходил на иордань, а затем спускался в воду. Перед омовением он возлагал на себя три креста, изукрашенных драгоценными каменьями. 

Ещё одно название – Медовый Спас – обусловлено всеобщим мнением, что строго в этот день пчёлы прекращали заготовку своих медовых запасов, и, следовательно, можно было приступать к сбору мёда. И только теперь позволялось есть мёд, за что его и прозвали - Лакомкой. И такие сладкие традиции сохранились с древних времён до наших дней. Согласно славянского дизайна календарей - август был месяцем нескольких земледельческих культовых обрядов. Люди благодарили богов за богатые урожаи, вознося хвалу Велесу и Даждьбогу в виде медовых пряников. Однако уже на следующий день начинался строгий двухнедельный Успенский пост. 
А, есть и четвёртое наименование – Маковый спас. В связи с началом сбора мака, которому помимо полезных кулинарных свойств приписывалась ещё и способность защищать от ведьм. Тут очень интересное совпадение – в ветхом завете упоминались семь святых Маковеев, и днём их памяти считается опять же 14 августа. 

Второй Спас современные календари перекидные относят на 19 августа. Это начало периода созревания яблок и потому именуется он - Яблочным. И до этого дня есть какие-либо фрукты запрещалось. А по его пришествии принято разговляться освящёнными яблоками из нового урожая и угощать ими близких и неимущих. Праздник также считается днём встречи осени. Отсюда примета: каким будет Яблочный Спас – такой и осени ждать. Так же бытует поверье, что в этот день яблоки наделяются магической силой. Загадай желание пред тем как съесть плод - и оно обязательно сбудется. «Яблочные» корни второго Спаса уходят во времена языческой Руси, когда почти каждому фрукту или овощу приписывалось покровительство собственного мелкого божка-спаса.
По церковным же канонам 19-ого августа празднуется день Преображения Господня. И видимо совпадение с древним языческим торжеством не случайно. Вообще история с установлением точной даты празднества довольно запутана. Если сверяться с Евангелием, то Преображение произошло спустя сорок дней после Пасхи. Но в таком случае пиршество попадало на Великий пост, вследствие чего церковь перенесла его на август. 

Третий спас – Хлебный, отмечается 29 августа. Было принято выпекать и освящать хлеб из нового урожая, который является главным блюдом пиршества. Кусочек этого каравая обязательно сохранялся и возлагался рядом с иконами. Люди верили, что этот хлеб способен помочь при любой болезни. Как и в первый святят новые колодцы, прочищают старые, обходят их кругами. Но в отличии от обрядов Первого Спаса, которые диктуются, скорее, церковными канонами, данный обычай остался от язычников. В это время славяне возносили почести воде и благодарили её за урожаи. Так же, начинался сбор орехов, за что праздник получил еще имя – Ореховый спас. Орехи запасали на зиму, а многие считали их талисманами, способными принести дому достаток. Из всей деревни выбиралась только одна женщина, которую общество сочло достойной открывать сбор. Мужчины в мероприятии не участвовали.
Традиция поклонения божествам-спасам трансформировалась и приобрела несколько иную форму. И само слово Спас обрело совершенно иное значение. И яблоки теперь святят в церкви. Вот так переплелись старое и новое. При совпадении дат народного и христианского календаря некоторые традиции предков дожили до наших дней, несмотря на осуждение церковью.