Сегодня
18 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

Реформы Саргона и другое

В прошлой статье мы упомянули Саргона – основателя Великого Аккадского царства. И, как вы понимаете, сделано это было не случайно. Это исследование выявляет – насколько плавно происходил процесс семитизации Месопотамии. Конечно, были и войны. Но, они не несли разрушительного характера. Не имели целью смести все под чистую, чтобы строить свое поверх останков похороненной шумерской цивилизации. Как раз напротив – все возникало на заложенном шумерами фундаменте.

Чтобы сразу стало понятно, о чем идет речь, посмотрим на «расстановку сил» в регионе на момент правления Саргона. Дело в том, что уже тогда Шумер существовал в плотном семитском окружении. И это были отнюдь не только кочевые племена пустынных охотников. Например, на побережье Средиземного моря уже зрела структура стран Ханаана, о которой мы говорили подробно в одной из прошлых публикаций. В частности, входившие в состав царства Саргона земли Субарту на восточном побережье, включали и семитские народы, и кавказских праотцев – хурритов. Календари отсчитывали еще только третье тысячелетие до новой эры, когда в Междуречье уже существовали десятки самобытных многонациональных городов. 

Но, самым примечательным фактом является то, что по мнению наиболее уважаемой когорты ученых, лингвистическая цепочка развития языков говорит о следующем. Дело в том, что вавилоно-ассирийская языковая группа является прямым продолжением аккадской. То есть, народ Саргона, живший посреди Шумера – это уже семитский анклав, не только имевший свою государственность, но и игравший главенствующую роль во всем Междуречье. А ведь в большинстве источников мы видим почти не разрывное употребление термина шумеро-аккадский – применительно культуре, мифологии, государственному единству и т.п. Поэтому долгое время существовало мнение и о неком языковом единении.

Вот теперь, вы понимаете о каком плавном проникновении мы говорили вначале. Происходила взаимная ассимиляция наций, а не полная замена или поглощение. Более того, весь этот процесс сопровождался интенсивным культурным обменом и взаимным обогащением знаниями и опытом. Поскольку наши изыскания впрямую связаны с историей изготовления календарей, мы не можем вновь не вспомнить Ниппур. Тем более, что этому интеллектуальному и культурному центру тех времен мы во многом обязаны бесценными сведениями, давшими возможность выстроить хронологию важнейших событий древнейшей эпохи. Узнать – как и чем жили люди, с кем дружили и с кем воевали, каковы были принципы государственной организации и политики, а также бытовые и торговые отношения.

И, конечно, одним из неоспоримых исторических достижений ниппурцев является их квартальный календарь. Почти такой же точный, как и египетский, он не был забыт и затерян. На заложенных в Ниппуре основах строили свои календарные системы все последующие народы Месопотамии. Так или иначе, его по праву можно считать одним из прародителей современных календарей.

А о Саргоне мы заговорили потому, что фактически ему первому принадлежит идея централизованной государственности. В пику родового управления аристократией, где власть передавалась по наследству, он учредил на местах своих представителей администрации, подчиненных центру. Это было на тот момент очень прогрессивным шагом, способствовавшим целостности и хозяйственному развитию всего крупного объединения царств в целом. Ведь, кроме того, Саргон ввел унификацию мер и весов, что крайне благоприятствовало техническому прогрессу и расцвету торговли. Всячески поддерживал состояние и пропускную способность водных и сухопутных путей и дорог. Улучшал ирригацию полей и сеть каналов в масштабе всех своих владений. Конечно, богатевшие аристократы не смогли оценить этого по достоинству. Закостенелость их взглядов и желание вернуть утраченные титулы, во многом и обусловило недолговечность империи Саргона. 

Возвращаясь к теме изучения библейских народов, следует также особо упомянуть еще одну область между Загросскими горами и Персидским заливом, входившую в царство Саргона. Это страна Элама. Хотя и относительно небольшое по площади, но весьма сильное государство, которое неоднократно упоминается в связи с различными войнами и в шумерский, и в аморейский, и в более поздние периоды. В следующий раз непременно расскажем и об этом…