Сегодня
19 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

На календаре – вальпургиева ночь

Это словосочетание стало нарицательным в обиходной речи. Устроить кому либо «вальпургиеву ночь» - означает что-то вроде разного рода козней. Либо просто напугать или привести в ужас, либо сознательно подстроить различные неприятности на службе или в жизни. Некоторые имеют смутное представление о том, что это как-то связано с ведьмами и их шабашем на какой-то там горе. Отсюда и смысл обиходного употребления этого выражения. А, многие часто походя употребляют эти слова, даже не задумываясь об их происхождении, и что вообще они означают. 

Поэтому, давайте в этом очерке разберемся в данном вопросе. Чтобы понять, откуда «ноги растут», нужно сначала узнать о самой личности – кто такая Вальпургия. Потому что это – имя конкретного человека, реально существовавшего в средневековой Англии. Более того, это дочь хорошо известной исторической личности – короля Ричарда (львиное сердце). Судьба предрекла ей почти семидесятилетнюю жизнь, полную удивительных событий и приключений. Рожденная в Девоншире в начале VIII-го века девочка, будучи одиннадцати лет от роду была отдана отцом в монастырь. Это не было наказанием. Ричард отправился в паломничество в Иерусалим с двумя старшими сыновьями. Вальпургию отдали на воспитание настоятельнице монастыря в Уинборне.

В итоге, такое полудобровольное затворничество продлилось почти двадцать лет. И это способствовало появлению на христианском заказном календаре дня св. Вальпургии. Однако, нет худа без добра. Девушка получила отличное по тем временам образование, показала большие успехи в богословии и в изучении иностранных языков. В частности, за труды на родном языке и на латыни о походе ее отца в святые иерусалимские земли, Вальпургия вполне может считаться первой английской писательницей.

В середине VIII-го века расширяется миссионерская деятельность в Германии. В возрасте 28-ми лет Вальпургия отправляется в распоряжение своего дяди Бонифация. Во время плавания в Северном море корабль попадает в страшный шторм. Тогда, Вальпургия выходит на палубу, падает ниц и начинает страстно молиться. В считанные минуты наступает благоприятная погода для продолжения вояжа. По прибытии с подачи моряков судна весть об этом чуде быстро распространилась. В следствии этого, германские города и веси встречали и чествовали Вальпургию уже как покровительницу мореплавателей.

Где бы не служила Вальпургия, везде о ней осталась только добрая слава святости и мудрости. Ей довелось быть аббатисой не только женского, но и мужского монастыря – что допускалось крайне редко. Как же могло случиться, что такой образец добродетели послужил появлению в квартальном календаре вальпургиевой ночи?

Все произошло уже после ухода в 777 году из жизни этой доброй монахини. Спустя столетие в монастыре и храме начали проводиться ремонтно-восстановительные работы. Видимо по какой-то нелепой случайности, вальпургиева могила была повреждена и осквернена. Разгневанный дух монахини до смерти напугал местного епископа. Не заслуженно забытую Вальпургию канонизировали как раз первого мая. Таким образом, на календаре появился новый день св.Вальпургии, а ее мощи были захоронены в скале близ храма в Эйхштадте. Из расселены вскоре началось мироточие – выделение масла с чудесными целительными свойствами.

И что же – спросите вы! Причем здесь ведьмы и вся эта чертовщина? А все – длинные языки. Пошли всякие слухи и кривотолки, связанные с историей появления призрака Вальпургии. В результате различных толкований и наслоения сюда языческих обрядов, получился праздник, состоящий из какой-то смеси праведности и бесовщины. С одной стороны к этому дню были примешаны празднества прихода весны. С другой стороны – разгул нечистой силы и ведьмины сходки на Лысой горе.

В итоге, в этот день календаря жгут костры и встречают весну. Но, при этом, еще и сжигают всякие чучела, на улицы выпускают после полуночи бешено орущих ребятишек, отгоняя тем самым нечистую силу всех мастей. На порогах жилищ насыпают заграждения из песка, муки, мелких зерен злаков, травинок и тому подобных вещей. Считается, что зло не войдет в дом, пока все это не пересчитает. Вот такая она – Вальпургиева ночь!

 

Итак, мы с вами знаем, что в Троицких празднествах выделяются три дня. В субботу ходят на кладбище, поминают родителей. Готовятся к предстоящему празднику, проводят тщательную уборку помещений и дворов, избавляются от сора и всего не нужного, стряпают всякую снедь. В воскресенье празднуют Троицу или Пятидесятницу. А далее – наступает так называемый Духов день.

Множество обычаев и ритуалов, пронесенных сквозь века, и сегодня сохранились в наших деревнях и селах. В прошлой статье мы уже говорили о кумлении, крещении кукушки, зеленых святках, проводах весны, девичьих гуляниях и др. Многого из всего этого уже либо не существует, либо – большая редкость. Однако, даже во времена СССР в эти дни ходили к могилам усопших с подношениями. Носили съестное и «пировали вместе с ними». В провинциях партийные и советские чины смотрели на это сквозь пальцы и даже сами почитали такие обряды и принимали в них участие. Одним словом – были близки с народом. И сейчас на Троицу пекут всякую всячину, накрывают праздничные столы и ходят к друг другу в дома с поздравлениями и радостью.

На календаре Духов день приходится на понедельник. Отмечается во славу духа святого, управляющего мирозданием, поддерживающего вселенский порядок и дающего жизнь всему сущему. Говорят, что в этот момент Земля-матушка – именинница. Возносясь на небо, Иисус пообещал своим апостолам, что уговорит отца послать лучшего им защитника и наставника взамен себе. Который в беде убережет и научит мудрости. Так и случилось – снизошел на них святой дух в воскресную пятидесятницу. И стали они понимать многие языки и на них проповедовать всем божье слово. И многих это чудо сподвигло уверовать и покреститься по христиански.

А сами ученики христовы познали третью божью сущность, так как ощутили ее в себе. И с тех пор уверовали в триединого господа, имеющего свои три неразделимые ипостаси. Здесь важно то, что о тройственности божьей было известно еще из Ветхого завета. Посвященным в те древние времена было известно письменное свидетельство того, что бог являлся еще Аврааму в образе трех мужей. Но только после сошествия святого духа люди смогли ощутить и понять суть каждой из частиц Бога и их единство. С этого момента повелось отмечать Троицу. А с утверждением на Константинопольском Церковном Соборе этот праздник был официально утвержден и внесен в печать календарей.

После прочтения вечерней тройственной молитвы св.Василия Великого, во время которой верующие на коленях просят прощения за грехи, возвращения духа святого и поминают усопших, на утро наступает Духов день. Из храмов выносятся троицкие украшения в виде зелени и цветов, которые прихожане уносят в свои дома и ставят к иконам.

Считалось, что в Духов день на землю спускается святой дух и окутывает ее благодатью. Строжайше запрещались всякие пахотные работы и любые действия, нарушающие целостность земельного слоя. Потому что сейчас проникает в почву благодать, дающая жизнь всем травинкам и былинкам, что обещает обильные всходы и богатые урожаи. В некоторых регионах даже было принято «кормить» землю. Женщины разносили по полям и садам кусочки еды с песнопениями и воззваниями с просьбой не поскупиться, и дать хорошие плоды и колосья. На поля выходили даже с крестным ходом – святили пашни и колодцы, чтобы дали достаточно воды. И православные календари настенные именно с этого дня отсчитывают неделю Всех святых. 

А еще, считалось, что в Духов день отверзаются не только небеса, но и то, что ниже. В одних областях опасались активации колдунов, что магическим способом могут отбирать все нажитое. В других верили, что нельзя купаться и ходить поодиночке. Не то – русалки, кои получают в этот день привилегию находиться среди людей, могут защекотать до смерти и утащить в омут. Но духовная вечерняя молитва призывает сошествие Святого духа, который огнем выжигает всякую нечисть. И возрожденная земля готова плодоносить на благо людей и во славу Божию.