Сегодня
22 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

Средне-Вавилонский период

Итак, исследования причин стойкости малых народов Йамхада и Митанни в прошлых публикациях фактически дали нам почти полную картину расстановки сил в переходный момент к Средне-Вавилонскому периоду. 

Мы помним, что к Старо-Вавилонской относится эпоха образования на шумерском фундаменте великого царства амореев и его закат. В причинах распада северного аморейского союза и царства Средней Месопотамии мы уже разобрались. А также коснулись вторжения касситов в Вавилонию.

Собственно, касситы и стали катализатором начала перехода в Средне-Вавилонский период.
В прошлый раз мы подошли к следующему факту. Митаннийское могущество – это всё, что на тот момент противостояло завершению Старо-Вавилонского периода. Который начался в конце третьего тысячелетия до нашей эры и завершился примерно в середине второго. И, как считают ученые, конец ему в XVI-ом веке до н. э. положило образование касситского царства, которое так и называлось – Хана.

И ко времени, когда древний календарь настенный пролистал ещё сотню лет – касситы уже владели обширными территориями до границ с сирийскими владениями Египта. Но, на этот же период приходится и расцвет Митаннийского царства. И распавшаяся под ударами хеттов на отдельные области и города-государства Аморейская империя постепенно прибирается к рукам этими двумя племенными народами.

Вот так, собственно, и начинается Средне-Вавилонский период, который, надо сказать, не несёт Вавилонии ничего хорошего. Наоборот, историки трактуют его – как смутный и тёмный. Это потому, что длившееся не один век варварское владычество мало чему научило новых хозяев. Они не были замечены ни в написании книг или клинописных табличек, ни в изготовлении календарей, ни в каких-либо других культурных «подвигах», способных дать в руки специалистов ценные материалы и свидетельства их жизнедеятельности. Спасибо и на том, что сохранили таки старое наследие, фактически переняв технологии, искусства, некоторые ремесла и даже религию своих предшественников.

Что касается хурритов, то их основной заслугой в культурном обмене можно по праву считать всё, что связано с коневодством, выучкой лошадей, оборудованием и снаряжением. А также – стратегиями конного и колесничного боя. Эти «ребята» продержались у власти до середины тринадцатого столетия, вступая в союзы – то с хеттами, то с египтянами, то с касситами. Последнее было ошибкой!

Развал наступил, когда более слабая ветвь начала претендовать на трон, вопреки заветам предков. Вот тогда то календарь с часами и начал отстукивать последние дни Митанни. Сын царя Тушратты, успешно противостоявшего Египту, после смерти отца вынужден был бежать, прихватив с собою 200 колесниц. Но, он поставил не на ту «лошадку», попытавшись просить помощи у касситов. Те попросту обобрали его до нитки. Ему чудом удалось уйти к хеттам с двумя ратниками на одной повозке. Несмотря на оборванный вид, хеттский царь Суппилулима принял его как равного. Впоследствии даже женил на своей дочери и снарядил войско. Кампания оказалась успешной и хурритская армия потерпела полное поражение. Однако, это в свою очередь способствовало ещё большему ослаблению и практически полной утрате политического влияния.

На севере и западе оно перешло к хеттам, а на юге и востоке начался рост и возвышение Ассирии. Именно с конца XVI-го века до н. э. заканчивается Старый и начинается, так называемый – Средне-Ассирийский период. Что касается касситской Вавилонии, то ей придется терпеть варварское владычество ещё почти сто лет – до вступления в Ассиро-Вавилонский период своего развития. И здесь не обойдется без помощи Элама – ещё одного не великого, но сильного библейского государства…