Сегодня
13 декабря 2017 года
До Нового Года осталось

Главный праздник февраля

Продолжая тему православных праздников, посмотрим – что приготовил нам настольный календарь в феврале.
Он не так богат великими событиями, как его предшественник. И тем не менее…

Пятнадцатого февраля все православное человечество отмечает один из двунадесятых не переходящих праздников – Сретенье Господне. Католики и прочий христианский мир также его почитают, но по новому стилю – второго февраля.
Но, все эти слова мало что говорят несведущему человеку. Поэтому, давайте разберемся по порядку.

Итак, первое слово «двунадесятый» в буквальном смысле означает – один из двенадцати.
Потому что всего этих наиболее значимых вех празднуется – двенадцать.
Здесь мы не будем перечислять все, но упомянем, что в прошедшем месяце их было сразу два – Рождество и Крещение. Об этом мы уже говорили в предыдущей статье. В феврале только один – но не менее значимый.

Следующий термин – «непреходящий». Здесь имеется ввиду отличие, например, от Пасхи, которая ежегодно наступает в разные дни. Большинство двунадесятых праздников имеют точные даты – строго определенные. То есть – они никогда не переходят на другие дни.
Однако, три из них – переходящие. Даты таких праздников высчитываются от первого весеннего полнолуния и наступают в определенный день недели. Например, Пасхальные дни в этом году начнутся пятого мая – в первое воскресенье после новолуния.

Такой порядок сложился исторически. Племена израэлевы использовали разные календарные системы. И богословы на своем совете постановили – вместо того, чтобы заказать календари под все случаи, лучше назначать определенные даты празднований, сверяясь с фазами Луны.

Теперь давайте вникнем в суть самого главного события февраля – Сретенье Господне. Здесь, ключевое слово «сретенье». Никаких сложностей оно не вызовет лишь у владеющих церковно-славянскими языками. А таковых среди нас не много. А означает оно – встреча.

Так что же за такая важная встреча произошла около двух тысяч лет назад, что до сих пор масса народу вспоминает о ней? Она считается в евангелистской истории пороговой – переходом от Старого Завета к Новому! 
Это нашло своё отражение в иконописных изображениях. В некоторых деталях иконотворцы расходятся. Место встречи может быть на пороге храма или уже внутри – у престола. В более поздних произведениях также можно наблюдать разнообразие. Однако, главным и незыблемым является само действие и его участники.
Матерь Божья с мужем Иосифом будто движутся из левой части картины по направлению к святым праведникам Анне и Симеону, идущим на встречу с противоположной стороны. Там, где они сходятся, Божья Мать передает младенца Иисуса Симеону. Тот же – принимает Христа очень бережно, как величайшую святыню, на руки, покрытые мягкими теплыми пеленами.

Согласно закону от Моисея, родители должны были приносить в храм младенцев мужескаго полу сорока дней отроду. Вот Мария и Иосиф и принесли своего первенца ко храму для посвящения Богу. Личность же встретившего их старца Симеона не менее примечательна. Мужу сему на тот момент исполнилось 300 лет. Сей великий муж пытался править пророчество Исайи о приходе на землю сына божия, так как думал – употреблять «дева» по отношению к родившей сына матери неправомерно. Но в эту минуту, к нему сошел ангел – и не только переубедил его, но и предрек, что жить Симеон будет до тех пор, пока воистину не узрит подтверждение пророчества.

Ведомый Святым Духом, пришел Симеон в этот день месяца нисана (февраль) в храм. И принял на руки сына Божия во плоти. Назвал его таковым и восславил Господа, что принесет свет просвещение язычников и откроет помышления многих сердец. Таким образом, стал он – Симеоном Богоприимцем.

Фактически, тем самым он провозгласил наступление новой эры. Конец Старого Завета и наступление Нового. Вот так, в данной сцене и отображается встреча старого и нового. Переход к эпохе, когда все должны прозреть и обратиться к богу истинному. 

Четвертому персонажу картины, праведнице Анне, отводится роль пророчицы. Она также узнала о приходе Спасителя и далее служила ему, возвещая его приход в Иерусалиме и за его пределами.

Вот такой глубокий смысл заложен лишь в одном из двунадесятых праздников. Именно этот смысл отличает духовные праздники от всех прочих – пусть веселых, но без особого содержания. Они несут в себе назидательность, нацеленную на воспитание в людях человечности и побуждения совершать добрые деяния. Из светских праздников, которые наши календари Москва открывают красными датами, к святым можно причислить, пожалуй, только День Победы. Вот настоящее событие, соответствующее по своему внутреннему содержанию церковным праздникам.