Сегодня
21 сентября 2017 года
До Нового Года осталось

Христос в Иерусалиме

Конец апреля несет всему православному человечеству великий праздник. Традиция его празднования восходит к первым пяти векам новой эры. Условно начало принято считать от первого упоминания Пальмовой недели в сочинениях отца Мефодия из города Тир. В IV-V вв. мы уже видим явные свидетельства празднования входа Господня в Иерусалим у непререкаемых ортодоксов христианства (Иоанна Златоуста, Прокла Константинопольского и др.). 

Однако, не совсем понятно – что за событие послужило катализатором, вызвавшим такую радость у людей первого столетия нашего времени? Ведь Христос в Иерусалиме не однократно бывал и до этого. Почему именно в этот день календаря его приход принято отмечать с особой радостью?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к евангелистам. Для начала вспомним – это день, когда Христос вошел в Иерусалим является двунадесятым преходящим христианским праздником. В отличие от непреходящих, его дата наступления высчитывается по лунному календарю – это всегда последнее воскресенье перед Пасхой. В этом 2013-м году перекидные календари апреля имеют особую пометку на 28 числе. Именно в этот день придут православные христиане во храм с вербовыми ветвями.

Явного предпразднества, в отличии от других аналогичных торжеств, у него нет. Но, таковым вполне можно считать Лазареву субботу. Это весьма примечательный день. Согласно Евангелию, в этот день Христос спешил к возлюбленному им праведнику Лазарю, умиравшему от тяжелой болезни. Получив тревожную весть от сестры Лазаря, Иисус сказал ей – не умрет твой брат, а через эту болезнь придет к нему еще большая слава и святость. И выехал к нему в Виффанию незамедлительно. 

Как не спешил Христос, а не успел его в живых. И тогда пошел он с учениками к усыпальнице и велел отодвинуть камень, закрывающий вход. Войдя в пещеру, он обратился в скорбной и великой молитве к Отцу своему. И тот услышал его. И воскресил усопшего невидимой десницею своей. И вышел к величайшему изумлению всех, кто свидетелями были, из своей гробницы живой Лазарь в погребальном наряде. 

Вот какое событие предшествовало входу Христа в Иерусалим. И это была не единственная причина, по которой к этому времени народ узнавал и чествовал Иисуса. Вот почему православные настенные календари по особому чтят именно это воскресенье, когда весь город высыпал на улицы чтобы чествовать пророка.
Матфей пишет об этом следующее. Христос, дойдя до горы Елеонской, сказал ученикам своим: 
- Войдете в ближнее селение и увидите ослицу с молодым ослом.
- Отвечайте селянам, что они надобны Господу. Ведите их сюда.
Ученики привели животных, постлали на них свои одежды, а сверху сел Христос. Таим образом он и въехал в Иерусалим. А по дороге весь встречный люд устилал путь Иисуса своими одеждами и срезанными с дерев молодыми зелеными ветвями. И в самом Иерусалиме встречали Христа пальмовыми ветками, как принято было встречать царей, победителей и величайших личностей.
Пели здравицы и выкликали славу ему, ибо признали в нем сына Божьего, целителя и пророка из Назарета Галилейского. 

На Руси же вместо пальмовых, стали использовать ветви вербы. От того и неделя стала зваться вербной, а не пальмовой. Об этом обычае и необычайных свойствах вербы мы и поговорим в следующий раз.