Сегодня
22 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

Двунадесятые праздники апреля

В одной их прошлых статей мы с вами разобрались в вопросе – что такое двунадесятые праздники и почему они так называются. Для тех, кто не помнит – напоминаем. Это от слова «дванадесять» - или двенадцать в современном произношении.

То есть, всего таких праздников двенадцать. А в апреле празднуется аж сразу два из таких непреходящих празднества. И снова освежаем в памяти – смысл слова «непреходящий». В отличие от других христианских праздников, даты наступления которых все время меняются, непреходящие наступают строго в определенные дни. И не переходят, как например Пасха, на разные даты в зависимости от первого весеннего восхода полной луны.

Итак, апрель порадует все православное и католическое человечество сразу двумя событиями.
7 апреля мы будем праздновать Благовещенье Пресвятой Богородицы. Точных сведений о зарождении обычая этого праздника не существует. Доподлинно известно лишь то, что его наступлением в 25-й день марта по Юлианской версии настольного календаря мы обязаны императору византийскому Юстиниану. Именно благодаря его повелению со второй половины VI-го века повелось праздновать благовещенье в этот день.

А до этого момента, как его только не называли – Зачатие Иисуса, Возвещение о Христе, Возвещение ангела св.Марии и т.д. Но суть одна. И кроется она в первом слове, означающем принесение доброй вести.
Так, благодаря какому событию наши календари Москвы пополнились таким замечательным праздником?

Святое предание гласит – Дева Мария сидела у окна и читала пророческую книгу о скором рождении Мессии и приходе сына Божия на Землю. В благочестивых думах она представляла себя последней служанкой – таковой она готова была стать у той, кому выпадет великое счастие такого зачатия. Она и помыслить не могла, что такая честь уготована именно ей. В этот самый момент опустился к ней с небес архангел Гавриил и возгласил ей такую весть. Что суждено ей зачать, оставаясь непорочной. И в назначенный день родит она сына, коий есть сотворен Богом во спасение мира и человечества.

Все дни апреля – это дни Великого поста. Каждый день церковь поминает своих святых, великомучеников, значимых исторических личностей, славных своими благими деяниями. И, как раз, в самом конце апреля наступает еще один двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. 28 апреля в последнее предпасхальное воскресенье люди идут в церковь, неся с собой ветки вербы с набухшими пушистыми почками. Такой своеобразный символ весны и возрождения был принят на Руси взамен пальмовых ветвей, которыми встречали Христа в Иерусалиме. Этот обычай восходит к старине глубокой, когда было принято встречать свежей природной зеленью царей и величайших людей, совершивших значимые для всего народа действия или одержавших крупные победы над врагами.

О встрече Иисуса в древнем Иерусалиме следует поговорить подробнее в одной из следующих статей.