Сегодня
23 сентября 2017 года
До Нового Года осталось

Аморейские законы

В прошлый раз мы говорили о том, что можно считать первой в истории человечества правовой системой. Эти изыскания привели нас в Лувр, где хранится свод законов аморейской государственности. И это не привычные нашему обществу тома бумажных книг. И не древние пергаментные свитки.
Это базальтовая стела с барельефом царя Хаммурапи, обретающего великое знание, приносимое ему в дар самим богом Солнца.

Ниже, стройными рядами клинописных знаков, записаны 282 статьи настоящего свода аморейских законов. Считается, что на самом деле их было больше. Имеются более мобильные варианты, копирующие судные статьи – в виде глиняных табличек. В самом деле, нельзя же всюду возить с собой каменный столб.

Так выглядело первое творение людей по созданию системы управления людьми посредством норм и правил социального поведения в обществе. И, чтобы не быть голословными, остановимся на нескольких конкретных примерах. Они убеждают нас, что хотя и на древнем аморейском календаре было такое довольно не гуманное и жестокое по нашим меркам время – уже существовал определенный порядок. Да, одно уже стремление к жизни по законам в ту эпоху достойно всяческого восхищения!
Мы не можем сегодня заказать календари, которые могли бы в хронологическом порядке рассказать нам все об аморейской действительности. Поэтому, найденные документы являются бесценным источником исторически верных знаний.

Судите сами! Аморейские законы должны были в первую голову защищать мужиков. Власть придержащих, богатых людей, наместников, рабовладельцев и т.п. Устои у амореев были патриархальные и имущественное положение играло не малую роль. За долги можно было попасть в рабство к тому, кому должен. Если не в состоянии покрыть свой долг. Но, долговое рабство по закону носило временный характер. По отработке задолженности человеку вновь возвращалась свобода. Хотя, конечно, рабы были бесправными и рассматривались как имущество хозяина. В ряде случаев за кражу полагалась смертельная казнь – даже для свободных людей. За нанесенные увечья наказывали причинением точно такого же ущерба. В спорных случаях использовали воду – туда бросали подозреваемого. Выплывет – значит оправдан. Но календарь с часами отсчитывал тогда второе тысячелетие до нашей эры. И законы аморейские в первую очередь защищали богатых и чаще выносили решения в их пользу.

И, тем не менее… Не смотря на аморейский патриархат, где муж является господином, у которого все права выгнать жену за бездетность, за расточительность и более мелкие поводы. Для жены все же тоже были предусмотрены, хотя и ограниченные, но – варианты. Она могла развестись в случае прямой измены супруга или ложного обвинения ее в неверности. А также, если муж покинул дом и место проживания, то есть попросту говоря – смылся.

Аморейская женщина также имела право распоряжаться своим имуществом, покупать землю, недвижимость, рабов и т.д. И муж нес ответственность за расточение нажитых ею средств и распоряжения ими без ее согласия.
Отказ в наследстве нуждался в судебном подтверждении его правомерности по закону.

Халатный кораблестроитель должен был выстроить заказчику новое судно, если прежнее дало течь. Если дамба землевладельца разрушилась, затопив тем самым соседние поля – он должен был возместить ущерб или стать рабом пострадавшего на три года или отдать своего сына. Вообще, в аморейском законодательстве очень много пунктов посвящено имущественному праву – его переходу, наследованию, дарению, взятию и отдаче займов и ссуд. Одним словом – кредитование у них тоже было развито.

Конечно, много чего нам сегодняшним покажется наивным и не совершенным в аморейских законах. Взять, к примеру, их понятие принципа адекватности наказания произошедшему преступлению. За оскорбление отца сыну отрезали язык, а за рукоприкладство – руку. Так сказать, лишали «орудия» нанесения ущерба. 
Также могли обойтись с врачом, изувечившим пациента – ему отрезали пальцы. Но, если лекарь спасет жизнь с помощью ножа – ему следовало дорого заплатить. Даже за лечение раба. 

Сохранилось множество описаний реально происходивших процессов и их результатов. Сам сборник аморейских законов и «протоколы заседаний» дали бесценные знания о бытие, моральных устоях и многих сферах жизни той далекой эпохи.