Сегодня
19 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

И КАКОЙ ЖЕ ЭТО БЫЛ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ?!

Итак, в прошлый раз мы остановились на древнеегипетских основах календарестроения, заложенных еще в доисторическую эпоху. Давайте продолжим свой путь по историческим вехам, повлекшим за собой создание календаря современного образца.

Как уже упоминалось, вслед за египтянами прогрессивную идею следования солнечному циклу подхватили римляне. До того счастливого момента, когда Великий Цезарь порешил таки навести порядок, у них царил настоящий бедлам!
Не случайно мы помним фразу, принадлежащую перу знаменитого Вольтера, весьма наглядно очерчивающую беззаботную жизнь римских полководцев во времени и в пространстве. Они окутали себя славой целой череды великих побед и завоеваний. Но, абсолютно не имели ни малейшего понятия – в какие именно дни это случалось.

Да, скорее всего – им это было просто всё равно! Главное – сам факт произошедшего события. И личное «патентное» право военачальника на обладание почетного звания победоносца. Разумеется - с перечислением конкретных баталий и протоколированием мест, где таковые имели факт прогреметь!
Не даром, благодаря летописям, мы знаем сегодня о целом ряде победоносных и не очень сражений. Ведь империя в итоге занимала весьма значительную часть античного мира.
Это и великие сражения Пунических войн, в результате которых были присоединены африканские владения Карфагена. И весьма тяжелые сражения с германскими народами. И несметное число столкновений с многочисленными галльскими племенами, населявшими тогда довольно обширную часть Европы, равную территории нескольких современных государств.

И только уже потом, спустя века, ученые задались целью вычисления наиболее близких к действительности дат - сих битв тех дней давно минувших. И, понятно, даты эти были выверены относительно современной системы летоисчисления. 
Но, мало кто знает, что прародительницей, создавшей современный квартальный календарь, является как раз то – древнеримская метода!

Великий день календаря пришел! И так – довольно стройная и разумная календарная система была разработана великим Юлием совместно с александрийскими астрономами ещё в сроковые годы до начала новой эры. Мы помним, что именно он впервые в мире постановил – считать началом года 1-е января. Но главная заслуга – это практически точное определение количества дней в году и добавление одного лишнего корректирующего дня каждый четвертый год, которые сегодня мы называем – високосными.

В нашем мире за этими високосами закрепилась дурная слава. У славян дополнительный день считался именинами Касьяна Злопамятного. Сему персонажу приписывалось сразу несколько самых нелицеприятных эпитетов – скупердяй, завистник, клеветник и т.д. Стало быть – отсюда и всякие беды, катаклизмы, трагические происшествия, катастрофы, климатические казусы, цунами, землетрясения и прочие напасти. 
А, само слово происходит от латинского «биссекстус». Что, собственно, означает просто добавление ещё одного дня в феврале. И всё!
В Риме бытовал обратный отсчет до первого дня месяца. Поэтому само словосочетание и означает – добавление дополнительного шестого дня, остающегося до наступления первого марта.
Первые дни тех месяцев, которые приходились на образование новой луны, римляне называли каледнами. По одной из бытующих версий – отсюда и произошла словоформа «календарь».

Хорошие изобретения, как и их авторы, зачастую не находят должного признания у современников. И, как мы с вами уже обсуждали – чаша сия не миновала новшеств даже самого Цезаря! Не смотря на авторитетность разработчика, мир далеко не сразу воспринял прогрессивность и полезность новой календарной системы. Во многом этому мешали религиозные и культовые традиции и устои разных народов. А также - политические аспекты. Например, в одной стране запросто могли существовать разные календари даже у соседствующих городов.
Глобализация на обширных разрозненных площадях, где самыми быстрыми средствами коммуникации были – гужевой транспорт и голубиная почта – была просто не возможна! 

И, тем не менее – пусть долго, пусть сильно растянуто на века, но процесс шел. Постепенно, неспешным шагом, а к семнадцатому веку уже довольно обширная часть Европы приняла такую универсализацию.
В Россию, как мы знаем, реформу импортировал в начале XVIII века Петр I. Правда, церковные каноники зарубили это дело после смерти великого царя. И на общемировой порядок мы перешли лишь в 1918-м.

В итоге, создание нового календаря, который стал общепринятым в подавляющем большинстве цивилизованных стран мира, заняло период порядка девятнадцати веков! В следующий раз поговорим об этом подробнее.