Дорогие друзья!

Наш сайт в находится процессе обновления информации, но уже сейчас вы можете скачать каталог с новой календарной коллекцией 2018-го года!

Сезон открыт!

Скидка до 1 августа — 10 %

Скачать Каталог-2018 для клиентов
Скачать Каталог-2018 для РА без цен
Сегодня
22 июля 2017 года
До Нового Года осталось

Что такое неделя?

В одной из прошлых публикаций мы коснулись вопроса возникновения понятия – сутки.
Мы выяснили, что древние и даже современные не цивилизованные народы учитывали дни и ночи раздельно. Так, индуистский год равнялся не трехсот шестидесяти, а семистам двадцати дням и ночам.
А когда появились сутки, встал другой вопрос – что считать их началом?
И тут мы увидели, что разные народы много лет назад определяли это для себя по-разному.
Одним нравилось считать началом ночь, другим – день. Одним нравился восход солнца, а другим – закат. 
Но по такой же схеме рисовали свои календари настенные живописцы ещё в пещерах каменного века.

Все изменилось, когда сутки стали мерить не днями и ночами. На помощь пришли обычные для современного человека – часы. Но люди видели, что день равен ночи лишь единожды в каждом сезоне.
В середине II века нашей эры в Александрии, что была тогда одним из городов египетской части Римской империи, проживал Клавдий Птолемей. Заслуги сего ученого мужа гремели тогда на весь цивилизованный мир. Он был физик и астроном, геометр и математик. Он описал систему мира через движение небесных тел. Правда считал, что все они движутся вокруг неподвижной Земли.
Но это не помешало ему провести в жизнь официальное деление суток на двадцать четыре часа.
Говорят, до него так считали ещё древние Вавилоняне, но это не умаляет его заслуг. Потому что именно с его легкой руки такая концепция начала распространяться по миру.

И так, выделив по двенадцать часов на день и на ночь, люди опять начали «чесать репу». Ведь дни и ночи вмещались в эту градацию лишь четыре раза в год. Долгое время было принято первым часом и началом суток считать рассвет. Таким образом, полдень наступал в шесть часов, а закат – в двенадцать. В качестве измерителя были приняты трехчасья. В ночное время они отмерялись сменами караула и так и назывались – стражи.
Людей не слишком волновало, что эти трехчасья в течение суток имели разную продолжительность. Но это было неудобно. Конец плавающей продолжительности часа положило изобретение механических часов.
Случилось это, судя по всему, в Византии в конце VI-го века. Их широкое распространение в Европе началось после X-го века. На Руси они появились в начале XV-го века. А в начале XVII века мир услышал первый звон часов на Спасской башне Кремля.
Одним словом, теперь уже никто не мог растягивать или сужать длительность часа. И календарь настенный постройнел и приобрел новый более упорядоченный вид.

Понятие недели пожалуй появилось ранее. Оно сложилось из фактов наблюдения за фазами Луны. А не путем математического пересчета количества часов и суток. Люди видели, что лунный серп постоянно меняет свою толщину, пока не превратится в полнолунный шар. А затем начинает снова худеть, но уже в другую сторону. Им не трудно было сосчитать, что Луна вырастает или уменьшается до половины за семь ночей. И за такой же промежуток времени полнеет окончательно или худеет с половины до нуля. То есть, можно измерять время из этих промежутков – по четвертям изменения лунного диска. Ещё древние вавилоняне активно пользовались этим методом. Есть свидетельства, что и за долго до них людские племена так же могли засекать свое время по Луне. Скорее всего первый настенный календарь – был лунным.
Однако в Вавилоне это возвели уже в систему. Ведь их астрономы наблюдали не только за солнцем и лунными флуктуациями. Они уже знали о существовании таких небесных тел, как Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.

Правда их движение оценивалось, исходя из мнения, что звезды и Земля неподвижны. Отсюда и их греческое название – планеты, что означает – блуждающие. Вместе с Луной и Солнцем количество таких подвижных шаров на небе тоже равнялось семи. В этом вавилоняне увидели глубинный смысл. Они привязали дни недели к планетам и установили между ними взаимосвязь провидения. Воскресеньем управляло Солнце. Покровительство над другими днями досталось Луне и планетам. Получилось очень красиво!
Судите сами, здорово, когда вместо четверга у вас – день Марса, вместо пятницы – день Меркурия, а в среду – Лунный день! Не случайно именно вавилоняне считаются прародителями астрологии. Именно они первыми возвели предсказание судеб и явлений по положению планет в систему.

В последствии такая система была перенята в Древнем Риме. Но они пошли дальше – отождествив планеты, а соответственно и дни со своими божествами. Все мы помним из уроков истории, как назывались римские боги – Юпитер, Марс, Венера и т.д. 
А поскольку Великий Рим в свое время нес цивилизацию на варварские земли огромной площади – этот принцип привился и у предков современных европейских народов, правда с уклоном к германским и скандинавским божествам. 

Нумерованные по порядку дни были приняты в Греции. То есть названия были по номеру следования. Только у них дни женского рода. Поэтому назывались – вторая, третья, пятая…
Буквенное обозначение в еврейском календаре Гулим тоже продолжает эту традицию, так как их буквы соответствуют и числам. Кроме дня-шаббат – покой и примирение. Многие ошибочно думают, что это еврейское изобретение. Ан нет!
Они прихватизировали это у тех же вавилонян. Те почему-то считали самым неудачным день Сатурна и предпочитали в этот день ни чем не заниматься. Затем созвучное наименование распространилось и у многих других народов – как восточных, так и западноевропейских. Славяне тоже употребляют очень похожее – суббота.

Не случайно довольно часто встречалось исчисление, когда суббота являлась последней, а началом недели было воскресенье. А, например, персы употребляли отсубботное название других дней – «до-шамбэт», «се-шамбэт» и т.д. Итого – шесть суббот на неделе!
Настенный грузинский календарь содержит первую, вторую, третью субботу… и так до пяти. Свои названия только у пятницы и воскресенья.

У большинства славянских народностей последний день назывался – неделя. То есть день, в который ничего не надо делать. А первым днем был – понедельник. То есть просто день, который идет после недели. И далее по номерам – вторник, третейник и т.д.
А неделю на Руси называли седьмицею.
Изменения произошли после введения христианства. Все мы знаем Воскресение Христово – первый день празднования Пасхи. Так примерно с XVI века седьмица стала неделей, а её последний день – воскресенье.