Дорогие друзья!

Наш сайт в находится процессе обновления информации, но уже сейчас вы можете скачать каталог с новой календарной коллекцией 2018-го года!

Сезон открыт!

Скидка до 1 августа — 10 %

Скачать Каталог-2018 для клиентов
Скачать Каталог-2018 для РА без цен
Сегодня
25 июля 2017 года
До Нового Года осталось

Шаг за шагом – к календарю

Итак, мы с вами узнали, что ещё в доисторическом цивилизованном мире родилось новое прогрессивное летоисчисление. А фактически, этим самым миром тогда являлись обширнейшие владения Римской Империи. Но, до 46-го года до нашей эры в римской календарности не было никакой системы. А напротив – царили полный разброд и шатания.

Календарные перекидушки или – никакой системы!
И это никакое не преувеличение! Ни малейшей гиперболы!
Вот посудите сами. Еще с незапамятных времен основания древнего царства Ромула всё управление этими вопросами было поручено понтификам. Ну, вот они с понтом и управляли!
А если серьёзно – то так оно и было. Эти «ребята» весьма вольно обращались с неделями, месяцами и прочими календарными деталями. В угоду политическим мотивам, государственным деятелям или просто чтобы сократить или удлинить, затянуть или ускорить какое-либо событие они запросто могли растянуть или сузить год. И хотя месяцев римский перекидной календарь содержал только десять, длину им могли назначить самую разную.

Термин «перекидной» в данном случае означает совсем не то, к чему мы привыкли. Но это не ошибка!
Здесь мы его употребили, чтобы подчеркнуть то свободное обращение, ту легкость – с которой перекидывались туда-сюда периоды календаря в ту смутную пору.
Единственное, что хоть как-то ограничивало этих деятелей – это погодные сезоны. Под них они, конечно, пытались подстраиваться. Но, ведь и весна не всегда приходит точно в один и тот же срок. Поэтому, чтобы хоть как-то сгладить колебания, ещё древним правителем Нумой было придумано добавлять один корректирующий месяц – марцедоний. Если основные месяцы имели хотя и разное, но более-менее постоянное количество дней, то длинна дополнительного определялась на глазок. Вот вроде наметился приход весны – значит пора давать отмашку глашатым, чтобы выкликали начало нового года.

И вот так, по-простому – жили они и ни о чем таком не тужили! Именно этот «порядок» и послужил причиной знаменитой фразы Вольтера, что полководцы и не знали – в какой день они победили.
Невольно вспоминаются слова одной известной песни – «На проклятом острове нет календаря!».

Государству – систему, народу - календарь! 
Но, владения то разрастались! И в них входили не только новые земли, но и иные народы.
Такое большое хозяйство нуждалось в ином подходе. Постепенно назревала и становилась всё более актуальной необходимость существенных перемен. Реформы нужны были буквально во всём. В экономике и в политическом устройстве. А особенно в административном делении и общегосударственном законодательстве. И тут совершенно ясно просматривается и необходимость учреждения единого времяисчисления. Не говоря уже о помесячной неразберихе - не было ведь никакого соответствия даже тропическому году. Отсутствие нормального настенного календаря мешало правильно функционировать сельскому хозяйству. Да, и всему остальному.

И мы уже знаем, что для всех этих свершений нужно было родиться Великому Цезарю. Именно ему было суждено создать первую величайшую доисторическую демократию. Именно с него началась система, основы которой до сих пор являются каноническими для устройства многих современных государств. И именно он является отцом-основателем самой прогрессивной на тот момент календарной системы. Современным людям хорошо известно наименование этой системы. Её назвали не по фамилии автора, как это принято сегодня, а по имени – юлианская.

С тех далеких времен началось долгое, трудное, но победное шествие новой системы по миру. Величайший из глав Римской Империи имел неограниченную власть. Однако, он не стал пользоваться служебным положением. То есть – насильственного нагнетания новых порядков взамен традиционным не последовало. Если в политическом плане и в угоду экономическим интересам метрополии реформы проводились с достаточной лихостью и рвением, то ломка других устоев народов и анклавов скорее носила рекомендательный характер.

К тому же, следует отметить, что если не сама история, то её исследователи как-то отмалчиваются по данной тематике. Автору этой статьи, несмотря на усиленные старания, удалось найти лишь разрозненные отголоски событий, относящихся к принятию разными народами юлианского календаря. Одним словом, серьёзные исследователи почему-то ещё не касались этой темы. И потому в аспекте календарестроения – в истории остается совершенно темный период.

Так, например, своенравные германские народы основали города, где люди придерживались в этом плане своих устоев. Причем устои эти могли быть разными даже у соседствующих областей.
И свободолюбивые галльские племена тоже не спешили переходить на более прогрессивные календарные методы.

Эллинизированная часть населения империи ещё долгое время придерживалась своих устоев, уходящих корнями в эпоху титанов и героев, время расцвета мифологии и философии, древнегреческой культуры, искусства и зарождения различных наук. 
Наследие полисного устройства греческой государственности ещё и в новой эре долгое время хранили свой отпечаток в принципах построения календарей. Это значит, что различные города и области по-своему трактовали времяисчисление. Но, отталкивались они всё же от общих принципов. То есть – продолжали подгонять более короткие лунные периоды под длину тропического года и добавляли двадцать пятый месяц в свой двухгодичный цикл, придуманный далекими предками.

Одним словом – нам будет ещё что обсудить в последующих статьях.