Сегодня
18 ноября 2017 года
До Нового Года осталось

Месяцы Востока

Не редко в древности месячные периоды отождествлялись с религиозными событиями или посвящались различным богам. Так, египтяне отводили временные отрезки под покровительство своих божеств. Нам сегодняшним трудно себе представить, чтобы современные привычные нам настольные календари домики были наполнены подобным содержимым.
Месяц «атир» был подвластен богине Хатор, «тот» - богу мудрости, «хонсу» - богу Луны, а «месори» - рождению Солнца.
Вообще, основатели цивилизации, возникшей за четыре тысячелетия до нашей эры – очень любили Солнце.
А потому и явились открывателями – солнечного года!
Они уже умели отслеживать не только периоды солнцестояния, но и наблюдать за звездами. Особенно внимательны египтяне были к звезде, которую называли по имени божества – Анубис. 
Почему? Чем их привлекла именно Анубис?
Да потому что опять же – увидели связь с важнейшим событием в их жизни. Это ознаменовывало начало разлива Великого Нила. Реки, дающей жизнь всему, а значит и самим египтянам. Реки, от которой практически полностью зависело существование их расы вообще. Географическая вытянутость Египта с севера на юг и обусловлена этим фактором. Жизнь могла существовать в те времена только вдоль реки. Этим было обусловлено и сезонное деление. Их было три. С июля до ноября длилось половодье. Затем до марта ждали всходов, созревания и собирали дары Нила. После чего наступали засушливые дни до следующего разлива. Круг замыкался.

Ну, так вот - первое утро, когда отмечался восход Анубиса, означало наступление этого жизненно важного события. Поэтому именно это событие ознаменовывало начало нового хозяйственного года. На разливе животворящих вод Нила египтяне выстраивали все свое земледелие. Теперь вы понимаете, как им было важно точно отслеживать периоды между его разливами. И они с честью справились с этой задачей!
Они разделили солнечный год на двенадцать равных отрезков по тридцать дней в каждом. Однако, есть свидетельства, что жрецы более точно определили продолжительность года, но почему-то скрывали это от всего народа. Их год равнялся 365 дням, как и в нашем обычном настольном календаре домике.
А лишним пяти дням была посвящена легенда. По ней выходит, что верховный бог Ра наложил на богиню неба Нут проклятье. Она не могла родить детей ни в один из двенадцати месяцев.
Но ей помог мудрый бог знаний Тот. Хитрый Тот обыграл богиню Луны в кости. Отыграв таким образом пять дней от лунного календаря, он прибавил их к солнечному. Дополнительно – помимо месяцев.
Вот в эти самые пять дней Нут выполнила свою «пятилетку» – родив трех сыновей и двух дочерей.
Они в последствии заняли своё место среди наиболее почитаемых божеств Египта.
Более того – существует документальное подтверждение, что уже III веке до нашей эры знали об ещё одном дополнительном дне, что бывает раз в четыре года. Вернее, считается, что они вычислили это гораздо ранее. Потому что увидели, что звезда Анубис каждые четыре года встаёт на один день позже. Просто до определенного времени жрецы скрывали это из религиозных соображений. Но поскольку в течении ста лет моменты жертвоприношений претерпевали весьма заметное смещение – им пришлось во всем признаться. И коррекция была принята законодательно.
В большинстве своём египетские месяцы посвящены различным божествам и Солнцу.
Однако, месяц «пайни» как то выпал из этой градации и был посвящен проведению празднества долины. А также – идущий следом «ипет-хемет», посвященный сбору урожая.
Примечательно то, что потомки – современные копты и эфиопы сохранили всё это достояние почти без изменений. 

Такого же солнечного принципа придерживались и в Персии. С той лишь разницей, что за отправную точку принимался день весеннего равноденствия. Ну, конечно – у них то ведь Нила не было!
Их жизнь и хозяйственная система строились и зависели от иных факторов.
Тем не менее, у них также было двенадцать месяцев по тридцать дней. Да, плюс дополнительные 5 или 6, посвященные празднествам в честь богов.
Однако, не всё было столь гладко в их истории календарестроения. На древних персов, например, оказывала влияние вавилонская культура. В результате синхронизации под лунные месяцы они поимели ошибочную продолжительность года в триста пятьдесят четыре суток. Но это не соответствовало природным циклам их тропического года. Что компенсировалось добавлением одного месяца раз в шесть лет.
Конечно это было неудобно. Примерно с V века до нашей эры персы перешли на египетский принцип. Эта эпоха была ознаменована развитием зороастризма. Ахеменидские правители, почитатели этого учения, и ввели новый принцип, не увязанный с лунными фазами.
Какое то время все были довольны. Однако, развитие исламской культуры внесло сумятицу. В середине VII века персидская династия Сасанидов потерпела поражение от армий Арабского халифата. Введение ислама повлекло за собой назидание жизни по заповедям Корана. В коем предусмотрено летоисчисление вести от хиджры (переселения) пророка из Мекки в Медину. И основано оно было на двенадцатимесячном лунном годе.
Понятно, что природа и религия в этом случае «вступили в конфликт». Долго это продолжаться не могло.
И наконец в конце XI века было принято соломоново решение. Кстати, не без участия величайшего поэта и мудреца тех времен – Омара Хайяма. Группе астрономов была поставлена задача – сделать так, чтобы были «и волки сыты, и овцы целы». То есть увязать реальный для тех мест солнечный год с религиозными принципами ислама.
На этом перепетии к сожалению не закончились. Тринадцатый век принёс на Восток полчища татаро-монгольских завоевателей. Они привнесли китайские принципы ассоциаций двенадцатилетнего цикла с различными животными. Но замены не произошло. Скорее это можно было назвать поглощением нового принципа существующим. Грубо говоря, мудрые арабы просто встроили монгольские мотивы в существующую систему.

Да что далеко ходить – посмотрите на современный арабский настенный календарь. Там тоже смешение природных явлений и религиозных событий. Например, известное многим слово «рамадан» - самый жаркий месяц, когда многие мусульманские народы отдыхают от работы и устраивают празднества.
Были названия, олицетворяющие спокойствие или наоборот – когда было приято воевать.
Другие названия обусловлены кочевым образом жизни – когда удобнее всего было менять стоянку и другими повторяющимися жизненными событиями.
Арабское исчисление года основано на Лунной хиджре и отстает от общепринятого на 10-12 дней, в зависимости от периодов совпадений по високосным годам. В результате за тридцать три наших года разница с ними возрастает на год. Более того, начало года каждый раз выпадает на разные месяцы, которые вообще никак не привязаны к смене времен года. То есть один и то же месяц с течением времени может наступить как зимой, так и летом. Но это, мягко говоря – никого не трогает.

В общем, вы видите сколь многообразна и затейлива эта казалось бы стройная и давно упорядоченная жизнь людей. Как говориться, сколько людей – столько и мнений. Сколько миров и порядков – столько и названий.
Что касается современных названий, которые употребляемы сегодня – им мы обязаны римлянам.
Но это уже совсем другая история…