Сегодня
21 сентября 2017 года
До Нового Года осталось

Календарь – этапы пути

Как вводился правильный год 
Итак, мы вплотную подошли к тому моменту, когда становление современной нам системы учета дней и ночей начало свое шествие по миру. Однако – шаги эти были довольно робкие поначалу то.
Помните на чём мы в прошлый раз остановились?
Великий Цезарь десницею своею прекратил бесчинства в области вольного обращения с продолжительностью года. И ввел систему, смоделированную у народов Ближнего Востока, основанную на солнечном цикле.
Совместно с александрийскими учеными мужами, он разработал основные слагаемые системы, которой фактически мы и пользуемся по сей день. Благодаря их разработкам, Юлий сумел заказать календарь, который точно соответствовал течению сезонов. Все события, праздники и Новый Год стали отмечаться в одинаковые периоды – без смещения. И именно из той древнеримской ещё доисторической эпохи пришли к нам названия столь привычных теперь месяцев. 

На протяжении тех доисторических лет не только Цезарю удавалось вычислить достаточно точную продолжительность года. Но за ним по праву можно закрепить официальное авторство. Так как это было первое учреждение такого порядка, возведенного в статус на государственном уровне.
Так или иначе, а именно с этого началось победное шествие трехсотшестидесятипятидневного исчисления с добавлением ещё одного високосного дня в каждые четыре года.

Но, как уже было отмечено, прогресс в те времена распространялся эдак не шибко. Можно сказать – почти нехотя! И дело даже не столько в несовершенстве средств коммуникаций, отсутствии телефонной связи, радио, телевидения, интернета и прочей медийности. Главным тормозом была, конечно, косность и консервативность взглядов. Сильная привязанность к местническим и религиозным традициям и предрассудкам очень мешала людям «сконструировать» нормальный квартальный календарь.

Процесс растянулся на века - что мешало?
Несмотря на то, что начало восточного солнечного года было привязано к дням, когда день равен ночи, Цезарь постановил считать началом года – 1 января. Но, с развитием христианства, даже в Риме этой установки придерживаться перестали. Связано это было с новой традицией привязывать дату начала года к различным религиозным событиям. Причем, ключевое слово здесь – «различным». И примерно с V-го века стало гулять по Европе понятие стиля.
Какое то довольно продолжительное время на большей части европейских земель было принято христианскую Пасху считать за начало года – то есть 1 марта. Затем, в течении примерно четырех веков, на итальянских (кроме Венеции), французских и германских просторах укоренялся отсчет от Рождества Христова – то есть с 25 декабря. Этот порядок был очень популярным в христианском мире. На рубеже XIII – XIV веков он «завоевал» Европу и был принят и на Руси. 

Но опять же, всё было не так гладко. Не говоря уже о восточных тонкостях, даже внутри христианского мира не было никакого единства. Наряду с рождественским, не менее популярен был благовещенский стиль. Например, в английской части Британии аж до конца первой половины восемнадцатого века началом нового года считалось 25 марта. Именно в этот день весь христианский мир праздновал Благовещенье Пресвятой Богородицы. А французы «экспериментировали», метаясь от одного к другому. До девятого века использовали рождественский, потом перешли на благовещенский стиль, а с одиннадцатого века переметнулись на пасхальный.
Более того – неразбериха царила и внутри государств. Не только области, но даже отдельные города зачастую пользовались своими методами учета. Так, например, на итальянском юге с завидным упорством придерживались старинных традиций и отмечали Новый Год первого сентября. А в городе Пизе – 25 марта.
В ряде городов Германии вплоть до пятнадцатого века началом года считали первое марта.
Судя по имеющимся документальным свидетельствам, на территории Римской империи тринадцатого века были области, верные заповедям Великого Цезаря. Их новый год начинался 1-го января, несмотря на то, что официально такая дата была принята Ватиканом лишь в самом конце XVII-го века. Испания, Франция, а также на севере Европы - Дания, Швеция и Нидерланды перешли на этот стиль уже во второй половине шестнадцатого века. В семнадцатом – к ним присоединились Германия и Шотландия. Дольше всех «сопротивлялась» Венеция, которая подчинилась мнению большинства лишь за три года до наступления XIX-го века.

А как в России? 
Что касаемо нашей Матушки Руси, то здесь основную роль сыграли тесные связи с Византийской империей. Ведь основа русских религиозных традиций пришла к нам именно оттуда. Но это были бы не русские, если бы не придавали всему свой шарм и колорит. Нет, за основу конечно было взято юлианское летоисчисление, ведшееся от сотворения Мира. Но начинали мы свой год по-прежнему с весны, а не с 1-го сентября. Это длилось до конца XV-го века, пока за дело не взялись церковные каноники и указом Великого Церковного Собора не узаконили византийское первое сентября.

Кто знает, сколько бы могло это продолжаться, если бы не воцарение через двести лет Петра I с его прогрессивными взглядами. Именно с его легкой руки на рубеже восемнадцатого века последний день декабря 7208-го года от сотворения мира стал последним днем старых традиций. По указу Петра первый русский новый год по европейскому стилю пришелся на 1 января 1700-го года!
Это было величайшее празднество под оглушительный колокольный звон и пушечную канонаду. Красочная иллюминация, фейерверки и прочие новшества – столица зажигала «по-взрослому»!

Новые календари на заказ Петра были впервые выпущены тогда типографиями крупных городов России. 
Вот таким образом мы сейчас и имеем то – что имеем.